Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря
 Явления Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте. Икона письма сестер Никольской обители 2012 г.
Явления Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте. Икона письма сестер Никольской обители 2012 г.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА

 

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, им же тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным;оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость. 

(Стихира Кресту, гл.5).

 

О чудесном явлении Креста, получившем позже название «Годеновский» мы знаем из летописной рукописи, хранившейся в Никольском храме села Никольский погост (позже – Крестовоздвиженская церковь), что на Сахотском болоте. Впервые в печатном виде эту рукопись в 1874 году издал церковный староста, грамотный крестьянин – исследователь русской старины Василий Петрович Ехлаков в типографии Губернской Земской Управы г. Ярославля. 

У небольшой брошюры было длинное название: «Сказания о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня и Великаго Святителя и Чудотворца Николая в Никольском погосте, что словет на болоте у Иисусова Креста и о благодатных знамениях и чудесных исцелениях от Животворящего Креста Господня и Святителя и Чудотворца Николая» (далее - «Сказание»).

 

Вот как описана история чудесного обретения Креста Иисусова в этом документе – в переводе с церковнославянского:

«Исстари, с давних лет пастухи некоего села пасли скот на поле близ болота, которое ныне называется Никольский погост. И увидели они: явился от греческой стороны от неба до земли свет несказанный и стоял на болоте. Пастухи, увидев это преславное чудо, убоялись. И увидев, как некая сила Божья является и чудо преславное, они говорили друг другу: Пойдем и посмотрим, какое чудо нам являет Бог, увидим и проповедуем славу Божью. И оставив скот в поле, пошли на болото к несказанному свету. Когда же подошли трудным путем, так как  место было непроходимо для людей и скота, через топи великие, деревья высокие и чащу лесную близко к несказанному свету, то вдруг явился посреди света на воздухе Животворящий Крест Господень. На нем образ распятия Господня, лик Божий, а перед ним явился чудотворец великий Николай со святым Евангелием и встал вблизи от пастухов».

Отметим несколько важных деталей в этом отрывке. Сперва пастухам явился «от греческой стороны» «несказанный свет». Крест же явился их взору «на воздухе» посреди этого светового  потока. То есть, распятие с «ликом Божьим» было как бы прямо принесено световой «волной» по воздуху из дальних греческих – то есть византийских пределов. 

 

Спрашивается: как могли простые пастухи распознать «адрес» – начальную область этого божественного «переноса»? Очевидно, что это открылось их духовному зрению, когда они оказались внутри «несказанного», называемого еще «фаворским» света – зримого проявления Царства Божия.

Отдельно выделены в «Сказании» такие, казалось бы, излишние подробности, как то, что к Божественному свету пастухи пошли «через топи великие, деревья высокие и чащу лесную» и что «место было непроходимо для людей и скота». Но эти подробности ясно свидетельствуют:  никаких дорог и даже мелких тропок не вело к месту чудесного явления Креста Господня. То есть, никто не мог туда привезти или «обронить» по дороге двухметровое деревянное распятие. Что и само по себе было бы маловероятно. А если учесть заключение современных искусствоведов, что подобные «ростовые», горельефные (выпуклые) распятия с фигурой Христа, расписанной как икона –  ни раньше, ни значительно позже на Руси не делали – то чудесное явление Креста, как оно описывается в «Сказании», остается единственным непротиворечивым объяснением случившегося. Как и сверхъестественное появление вместе к Крестом Святителя Николая Чудотворца, повелевшего: «Идите и возвестите всем людям, чтобы на этом месте поставили церковь мою».

Потому что церковь посреди болота и впрямь поставили, что в ином случае было бы абсурдно. Правда, сперва, ввиду явной несообразности такого зодчества, местные плотники начали класть венцы сруба на твердой земле, чуть отступив от трясины. Однако ничего не вышло: неведомая сила за ночь перенесла кладку в середину болота, откуда явился свет и Крест. А в следующую ночь после локального землетрясения посреди топей поднялся холм, на котором и оказалась начатая стройка.

 

Благословил, а позже приехал освящать храм сам Ростовcкий епископ – святитель Дионисий Грек. Само по себе это говорит о том, что событие произошло неординарное, а маленький деревянный храм в глухом углу княжества строился отнюдь не простой. Небоявленные Крест Христов и образ святителя Николая – такими святынями могла бы гордиться любая столица! Кстати, именно по имени епископа Дионисия, в сочетании с другими историческими деталями, была в итоге определена точная дата явления Креста.

На «Кресто-Иисусовой горе», как назвали холм, воздвигшийся посреди болота, первый деревянный храм простоял до 1506 года. Крест Господень внутри него не переставал чудотворить, подавая исцеления и помощь страждущим, что записывали в особую книгу. Однако в том году книга эта сгорела вместе с храмом – дотла. При этом Небоявленный Крест был обнаружен на пепелище не поврежденный пламенем. После великих благодарственных молений  прихожан новый деревянный храм начали возводить немедленно: церковь освятили в тот же год. 

 

Два последующих века оказались весьма бурными в истории России. В истории же Креста случился весьма странный «пробел». С одной стороны, многие русские люди знали об этой святыне и паломничали к ней, а с другой – Небоявленному Кресту Господню не было оказано должного почитания как великой православной реликвии – ни государством, ни Церковью. И даже священники, служившие в храме, со временем, забыли историю его чудесного явления, перестали вести «книгу чудес», происходящих от Креста. В чем в конце XVII века упрекнул местного иерея знатный паломник из Москвы «боголюбивый окольничий князь Петр Лукич». «Как же вы, священники, столько времени находящиеся и живущие при этой церкви, не имеете ревности и старания. Я слышал от посторонних людей, что в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась. А вы забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете».

Пристыженный батюшка (имени его не сохранилось), отправился в Ростов, где нашел, жившего в Петровском монастыре игумена Исайю, который «был рожден и воспитан в Никольском погосте», где когда-то жили его отец – священносхимонах Игнатий и дед. С его слов и было составлено рукописное «Сказание», которое уже в XIX веке было дополнено некоторыми историческими деталями ярославским краеведом, действительным членом Императорского Русского географического общества Андреем Александровичем Титовым. Он, в свою очередь, использовал рукописное наследие своего корреспондента – «народного» этнографа и краеведа, купца Александра Яковлевича Артынова. 

Так «всплыла» точная дата сверхъестественного явления Креста Иисусова и чудотворного образа свт. Николая на Сахотском болоте, а также 17 записанных за три века чудес от Креста – с конца XVI до начала XVIII столетия. Среди них – чудесное спасение священника от «посечения мечом лихими литовскими людьми» и исцеление бесноватой и расслабленного, предотвращение злодейского поджога и вымоленное чадорождение. Память народная закрепила, в том числе – наказание не пойманных за руку воров-святотатцев, ограбивших ризу и дары чудотворному образу свт. Николая.

 

Историческое дополнение к сказанию. Благочестие князей Львовых. (читать >>)