ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, им же тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным;оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.
(Стихира Кресту, гл.5).
О чудесном явлении Креста, получившем позже название «Годеновский» мы знаем из летописной рукописи, хранившейся в Никольском храме села Никольский погост (позже – Крестовоздвиженская церковь), что на Сахотском болоте. Впервые в печатном виде эту рукопись в 1874 году издал церковный староста, грамотный крестьянин – исследователь русской старины Василий Петрович Ехлаков в типографии Губернской Земской Управы г. Ярославля.
У небольшой брошюры было длинное название: «Сказания о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня и Великаго Святителя и Чудотворца Николая в Никольском погосте, что словет на болоте у Иисусова Креста и о благодатных знамениях и чудесных исцелениях от Животворящего Креста Господня и Святителя и Чудотворца Николая» (далее - «Сказание»).
Вот как описана история чудесного обретения Креста Иисусова в этом документе – в переводе с церковнославянского:
«Исстари, с давних лет пастухи некоего села пасли скот на поле близ болота, которое ныне называется Никольский погост. И увидели они: явился от греческой стороны от неба до земли свет несказанный и стоял на болоте. Пастухи, увидев это преславное чудо, убоялись. И увидев, как некая сила Божья является и чудо преславное, они говорили друг другу: Пойдем и посмотрим, какое чудо нам являет Бог, увидим и проповедуем славу Божью. И оставив скот в поле, пошли на болото к несказанному свету. Когда же подошли трудным путем, так как место было непроходимо для людей и скота, через топи великие, деревья высокие и чащу лесную близко к несказанному свету, то вдруг явился посреди света на воздухе Животворящий Крест Господень. На нем образ распятия Господня, лик Божий, а перед ним явился чудотворец великий Николай со святым Евангелием и встал вблизи от пастухов».
Отметим несколько важных деталей в этом отрывке. Сперва пастухам явился «от греческой стороны» «несказанный свет». Крест же явился их взору «на воздухе» посреди этого светового потока. То есть, распятие с «ликом Божьим» было как бы прямо принесено световой «волной» по воздуху из дальних греческих – то есть византийских пределов.
Спрашивается: как могли простые пастухи распознать «адрес» – начальную область этого божественного «переноса»? Очевидно, что это открылось их духовному зрению, когда они оказались внутри «несказанного», называемого еще «фаворским» света – зримого проявления Царства Божия.
Отдельно выделены в «Сказании» такие, казалось бы, излишние подробности, как то, что к Божественному свету пастухи пошли «через топи великие, деревья высокие и чащу лесную» и что «место было непроходимо для людей и скота». Но эти подробности ясно свидетельствуют: никаких дорог и даже мелких тропок не вело к месту чудесного явления Креста Господня. То есть, никто не мог туда привезти или «обронить» по дороге двухметровое деревянное распятие. Что и само по себе было бы маловероятно. А если учесть заключение современных искусствоведов, что подобные «ростовые», горельефные (выпуклые) распятия с фигурой Христа, расписанной как икона – ни раньше, ни значительно позже на Руси не делали – то чудесное явление Креста, как оно описывается в «Сказании», остается единственным непротиворечивым объяснением случившегося. Как и сверхъестественное появление вместе к Крестом Святителя Николая Чудотворца, повелевшего: «Идите и возвестите всем людям, чтобы на этом месте поставили церковь мою».
Потому что церковь посреди болота и впрямь поставили, что в ином случае было бы абсурдно. Правда, сперва, ввиду явной несообразности такого зодчества, местные плотники начали класть венцы сруба на твердой земле, чуть отступив от трясины. Однако ничего не вышло: неведомая сила за ночь перенесла кладку в середину болота, откуда явился свет и Крест. А в следующую ночь после локального землетрясения посреди топей поднялся холм, на котором и оказалась начатая стройка.
Благословил, а позже приехал освящать храм сам Ростовcкий епископ – святитель Дионисий Грек. Само по себе это говорит о том, что событие произошло неординарное, а маленький деревянный храм в глухом углу княжества строился отнюдь не простой. Небоявленные Крест Христов и образ святителя Николая – такими святынями могла бы гордиться любая столица! Кстати, именно по имени епископа Дионисия, в сочетании с другими историческими деталями, была в итоге определена точная дата явления Креста.
На «Кресто-Иисусовой горе», как назвали холм, воздвигшийся посреди болота, первый деревянный храм простоял до 1506 года. Крест Господень внутри него не переставал чудотворить, подавая исцеления и помощь страждущим, что записывали в особую книгу. Однако в том году книга эта сгорела вместе с храмом – дотла. При этом Небоявленный Крест был обнаружен на пепелище не поврежденный пламенем. После великих благодарственных молений прихожан новый деревянный храм начали возводить немедленно: церковь освятили в тот же год.
Два последующих века оказались весьма бурными в истории России. В истории же Креста случился весьма странный «пробел». С одной стороны, многие русские люди знали об этой святыне и паломничали к ней, а с другой – Небоявленному Кресту Господню не было оказано должного почитания как великой православной реликвии – ни государством, ни Церковью. И даже священники, служившие в храме, со временем, забыли историю его чудесного явления, перестали вести «книгу чудес», происходящих от Креста. В чем в конце XVII века упрекнул местного иерея знатный паломник из Москвы «боголюбивый окольничий князь Петр Лукич». «Как же вы, священники, столько времени находящиеся и живущие при этой церкви, не имеете ревности и старания. Я слышал от посторонних людей, что в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась. А вы забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете».
Пристыженный батюшка (имени его не сохранилось), отправился в Ростов, где нашел, жившего в Петровском монастыре игумена Исайю, который «был рожден и воспитан в Никольском погосте», где когда-то жили его отец – священносхимонах Игнатий и дед. С его слов и было составлено рукописное «Сказание», которое уже в XIX веке было дополнено некоторыми историческими деталями ярославским краеведом, действительным членом Императорского Русского географического общества Андреем Александровичем Титовым. Он, в свою очередь, использовал рукописное наследие своего корреспондента – «народного» этнографа и краеведа, купца Александра Яковлевича Артынова.
Так «всплыла» точная дата сверхъестественного явления Креста Иисусова и чудотворного образа свт. Николая на Сахотском болоте, а также 17 записанных за три века чудес от Креста – с конца XVI до начала XVIII столетия. Среди них – чудесное спасение священника от «посечения мечом лихими литовскими людьми» и исцеление бесноватой и расслабленного, предотвращение злодейского поджога и вымоленное чадорождение. Память народная закрепила, в том числе – наказание не пойманных за руку воров-святотатцев, ограбивших ризу и дары чудотворному образу свт. Николая.
Историческое дополнение к сказанию. Благочестие князей Львовых. (читать >>)