Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря

 

АЛЛЕЯ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ ЦАРЯ КОНСТАНТИНА И ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ

 

1. ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ 

 

Первый Император Восточной Римской Империи (306–337 гг.). Во всемирной истории получил титул «Великий, а в Церкви признан «равноапостольным».

Он с детства был воспитан в уважении к христианской религии его матерью – святой царицей Еленой.  Став соправителем Римской Империи провозгласил свободу исповедания христианства в подвластных ему землях.

Перед решающим сражением с другим римским цезарем Максентием, желавшим отобрать у него власть и жизнь, Константин получил с неба сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Знамение видело все его войско. Константин приказал воинам нанести кресты на свои щиты и разбил войско Максентия, значительно превосходившее численностью. 

Позже под знаменами с крестом и греческими буквами «X» и «P», что означает «Христос», он победил всех других соправителей, злоумышлявших против него. И стал полновластным императором всей Римской империи. Константин издал «Миланский эдикт о веротерпимости», впервые за триста лет прекративший гонения на христиан.

Со временем он и сам принял христианскую веру, сделав христианскую Церковь государственной. С этого момента Царство и Церковь стали неразделимы, что символизирует герб Византийской Империи – двуглавый орел.

Константин Равноапостольный стал первым императором – покровителем христиан: возвращал из ссылки исповедников, строил церкви, заботился о духовенстве. 

Глубоко почитая Крест Христов, император вознамерился отыскать Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Для этого он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену. 

 

2. СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ЦАРИЦА ЕЛЕНА

 

Елена, гречанка по происхождению, начала приобщаться к христианству в юности, находясь в языческом окружении. Она повлияла на веротерпимость своего мужа Флавия Констанция и воспитала их сына Константина в христианском духе. А позже немало способствовала тому, что став Римским императором, тот провозгласил христианство государственной религией.

В возрасте около 80 лет Царица Елена по повелению сына отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать подлинный Крест Иисусов.

В результате раскопок под языческим храмом в 326 году было найдено три креста. Установить, на каком из них был распят Спаситель, помог «случай». По дороге мимо раскопок двигалась похоронная процессия. Иерусалимский Патриарх Макарий с помощниками остановили ее и стали поочередно возлагать кресты на умершего. Когда покойника коснулся Крест Господень – тот воскрес.

В память о событиях земной жизни и Крестной Жертве Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, самым известным из которых стал Храм Гроба Господня, где  Православный Патриарх  в Великую Субботу  принимает   Благодатный огонь. Она также приказала очистить все места, связанные жизнью Господа Христа и Его Пречистой Матери от любых следов язычества.

Царица Елена проявляла глубокое христианское смирение. Например, в Иерусалиме она пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня.

На обратном пути Елена основала еще несколько монастырей. Умерла она в глубокой старости на руках своего великого сына. Также как и он, Царица Елена была канонизирована Церковью в лике Равноапостольной.

 

3. СИМВОЛ ВЕРЫ

 

Первая часть того Символа веры – изложения основы христианства – который читается в православных храмах на каждой Литургии, была принята во время императора Константина. И во-многом, благодаря ему.

В 325 году Константин Великий организовал и возглавил Первый Вселенский Собор в городе Никея. На собор по приглашению императора съехались 318 епископов со всех уголков Римской империи и других земель, где существовало христианство. Это стало первым подобным собранием в истории.

Церковь раздирали разнотолки и прямые ереси. Некоторые становились весьма влиятельными, как ересь пресвитера Ария. Он отрицал божественную природу Иисуса Христа в нераздельном единстве с природой человеческой. Арианство, став популярным на Востоке, грозило исказить христианское вероучение и разрушить единство Церкви.

Император, осознавая эту угрозу, инициировал Собор, который примет истинный Символ веры. 

Император оказал особое почтение исповедникам, претерпевшим до этого гонения – лично встречая их у дверей и целуя каждого из них.

После многих дней прений, порой весьма драматичных, Собор  в результате осудил и отверг ересь Ария. И утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: «Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом». 

Слово «единосущен» предложил добавить сам император Константин.

 

4. КОНСТАНТИНОПОЛЬ

 

11 мая 330 года Константин  Великий официально перенес столицу Римской Империи  из Рима на берега Босфора. На этом месте еще с VII века до н. э. находилась греческая колония – город Византий. По нему позже стали именовать всю восточную Ромейскую Империю.

По легенде сам император очертил копьем границы будущего города, который нарек Новым Римом. Позже его переименовали в Константинополь. Изначальная причина переноса столицы основывалась на большей военной безопасности и выгодном гео-стратегическом положении. Со всех концов империи в новую столицу свозились произведения искусства, ехали искусные мастера и ученые книжники. 

Но только с объявлением христианства государственной религией, Константинополь начал становиться истинной столицей империи – Вторым Римом. Верность императоров и всего государственного организма истинам христианской веры, утверждение вселенского православия явилось свидетельством подлинности Священного Римского Царства.

Твердость в Православии была на протяжении более тысячи лет залогом могущества и безопасности Второго Рима. Предательство правой веры ради мнимых выгод союза с католическим, папским Западом привело Византию к утере Божественной защиты. 

 

29 мая (11июня) 1453 Константинополь был захвачен турками-османами. Ромейская империя пала. Накануне из купола Собора Святой Софии вышли языки огненного пламени, знаменуя оставление Второго Рима Святым Духом.

 

5. ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН

 

Император Византии Юстиниан (527–565 гг.) прочно вошел в светскую историю Ромейской империи и в историю Православной Церкви. Он начал свое правление с возведения величественного Собора Святой Софии Премудрости Божией на месте церкви во имя Св.Софии, построенной Константином Великим и сгоревшей во время восстания в Константинополе.

Созданный Юстинианом «Свод гражданского права» считается вершиной византийской законодательной мысли. Его можно назвать и вершиной христианской государственной мысли вообще. Впервые на законодательном уровне было закреплено, что «все люди от природы равны, рабство несовместимо с человеческой природой». При этом устанавливался принцип, согласно которому государственное право ни в коем случае не должно противоречить заповедям Божьим. Они равны в своих правах, но при ослаблении государственного закона – Закон Божий выше.

Смыслом своего правления Император Юстиниан считал достижение симфонии власти светской и власти духовной. Император Юстиниан известен и как выдающийся богослов и церковный писатель. Его перу принадлежит знаменитая молитва-гимн, ежедневно поющаяся на каждой Божественной Литургии – «Единородный Сыне».

При Юстиниане Византия стала богатейшим и могущественнейшим государством ойкумены.

 

6. ЦАРЕГРАДСКАЯ СОФИЯ – ЦЕНТР ХРИСТИАНСКОГО МИРА

 

Собор Святой Софии Премудрости Божьей в Константинополе стал символом торжества Христианской Православной веры. Император Юстиниан не пожалел средств на создание этого чуда в камне. Со всей страны в столицу привозили цветной мрамор и колонны из бывших языческих капищ. В декор храма щедро ложились золото, серебро, слоновая кость.

Но главным достижением стало архитектурно-пространственное решение самого здания. За счет отсутствия колонн под куполом пространство визуально увеличивается в размерах – сам купол будто «парит» в воздухе. 

«Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией», рассказывая  о завершении строительства в 537-м году, вкладывает в уста Юстиниана фразу: «Слава Богу, удостоившему меня свершить такое деяние. Я победил тебя, Соломон!».

Этот намоленный за тысячу лет величайший христианский храм стал знаком Божественного Помазания на царство – высшей точкой взлета Ромейской Империи. Для византийцев он был символом царственного достоинства власти. Сам Император Юстиниан называл Софию «матерью нашего царства». 

Но Византия утратила это «материнство». В ночь на 29 мая 1453 года перед решающим штурмом османов император Константин XI Палеолог молился в храме Святой Софии. А через день здесь совершил намаз султан Мехмет II Завоеватель. 

 

7. КУПОЛ СВ. СОФИИ – НЕБО НА ЗЕМЛЕ 

 

 «Огромный сфероидальный купол витает в воздухе и представляет замечательную гармонию всего творения…», –  восклицает, глядя на Софию, историк Прокопий Кесарийский.

Купол диаметром 32 метра вознесен над землей на высоте 55 метров. Парящее пространство под куполом, покрытое мерцающей золотой мозаикой и освещенное 40 окнами, расположенными в основании центрального купола, символизирует собой небеса.

По-настоящему гениальной идеей архитекторов Анфимия и Исидора было решение добавить к основному куполу два полукупола: один – на востоке над апсидой, а второй – на западе над главным входом.  Это позволило достичь удивительного ощущения пространства.

Не зря послы Великого Князя Киевского Владимира, отправленные им по миру для поиска наилучшей веры, побывав на службе в соборе Св. Софии в Царьграде, свидетельствовали: «Не знаем, на небе мы были или на земле». 

 

8. ДУХОВНАЯ КРАСОТА

 

Храм Святой Софии становится символом и неотъемлемым атрибутом стольного града христианской Империи, ее духовной осью. «Егда же помысли царь здати церковь, Ангелом Бог показа ему во сне здание ея», – говорится в сказании о Софии Цареградской в эллинском летописце и хронографе.

А в своей книге «О постройках» историк Прокопий Кесарийский записал:  

 

«Этот храм представлял чудесное зрелище,— для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем— совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони» 

 

Роль Святой Софии, как символа вселенской государственности, усваивается всеми православными народами.

 

9. ЗОЛОТОЙ ВЕК ВИЗАНТИИ

 

В период расцвета – с середины VI века Византия становится крупнейшим и могущественнейшим государством Средневековья. Ее территория охватывает около миллиона квадратных километров, занимает почти все побережье Средиземного моря. Десятки разных народов живут в Ромейской империи, десятки других платят ей дань. В ее  библиотеках собрана вся античная мудрость, а в монастырях – все писания христианских богословов. Развитием искусств, ремесел, бытовой культурой Византия значительно превосходит Западную Европу, включая старый Рим, опустошенный варварами.

Константинополь – Царьград – город Императора, подобно Риму разделен  на 14 частей.  В нем действуют 70 храмов и 17 монастырей. И его не зря начинают именовать «первым городом вселенной». 

 

10. КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря из рода древнерусской княжеской династии князей Изборских.

Хотя сам князь до конца жизни оставался язычником, Церковь Христова в последние годы княжения Игоря († 945) стала серьезной духовной и государственной силой на Руси. Об этом свидетельствует сохранившийся текст мирного договора Игоря с Византией 944 года: часть княжеских дружинников были уже христианами и клялись на Святом Кресте.

После того, как князь Игорь был убит древлянами, его вдова, отомстив за смерть мужа и упорядочив сбор дани в виде системы погостов, задумалась о крещении в христианскую веру.

В середине X века княгиня Ольга отправляется с большим флотом в Царьград с мирной дипломатической миссией. После посещения богослужения в храме Святой Софии, она принимает окончательное решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной царицы Елены. В назидательном слове, сказанном по совершении Таинства, Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». 

Так Ромейская империя стала «крестной матерью» Русского государства.

 

11. КРЕЩЕНИЕ РУСИ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

 

Великий князь Киевский Владимир долгое время был убежденным язычником. Для объединения русских земель, он пытался упорядочить языческие культы, для чего создал в Киеве большое капище со всеми идолами «богов». Но ничего созидательного из этого не вышло. Начав присматриваться к христианству, князь послал «посольство о вере» в разные страны, дабы выбрать для Руси наилучшую религию. Послы его принесли весть о том, что «греческая вера», то есть Православие, лучше иных.

Владимир решил принять веру из Константинополя. Но чтобы не попасть в политическую зависимость от Византии, решил получить христианство с позиции силы. В 988 году после долгой осады князь захватил греческий город Херсонес в Крыму. Русские называли его Корсунью. У Византийских императоров Василия и Константина он потребовал святого крещения, а также руки царевны Анны. Но царевна могла выйти только за христианина. Там же в Херсонесе князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Вместе с князем крестилась и его дружина. Византийская царевна Анна становится его супругой.

Вернувшись в Киев с греческими священниками, священными книгами и иконами, он крестил своих сыновей и бояр, а затем всех киевлян на берегу Днепра. За этим последовало мирное крещение всех остальных русичей. Идолы были свергнуты, а характер князя настолько переменился, что его прозвали в народе «Красным Солнышком».

Князь Владимир начал чеканить монету, на которой изображает себя в короне Василевса (царя). Крещенная Русь становится царством.. Владимир-креститель был прославлен Церковью в лике святых как равноапостольный.

 

12. КОРСУНСКИЙ КРЕСТ

 

Святой князь Владимир в знак благодарности за святое крещение «поставил и церковь в Корсуни на горе». Древнее предание говорит о том, что один из привезенных Владимиром из Херсонеса-Корсуни крестов хранился в ризнице Успенского собора Московского Кремля. Точно такой же по форме древний Корсунский крест с XVII столетия, после многих перипетий, вернулся ныне в Свято-Никольский монастырь Переславля-Залесского.

Украшают святыню маленькие крестики из полудрагоценных камней: яшмы и лазурита, ее лицевая сторона унизана жемчугом. Крест украшен серебряными ковчежцами с частицами мощей святых угодников Божиих. На поверхности ковчежцев искусно выгравированы лики святых и изображения праздников.

После реставрации, Корсунский Крест пребывает в защитном киоте в Никольском соборе монастыря, где ему можно поклониться. Возможно, этот Крест-мощевик является свидетелем крещения князя Владимира и русского воинства в Херсонесе.

 

13. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ– ЩИТ СВЯТОЙ РУСИ

 

Святой благоверный князь Александр Невский – одна из ключевых фигур русской истории. Прославленный исторический «выбор князя» состоял в том, чтобы вынужденно подчинившись Золотой Орде, дать жесткий отпор завоевателям с Запада, стремившимся силой или хитростью привести Русь в латинскую ересь. Если монголы претендовали лишь на власть и богатства, то западные соседи под знаменами папского Рима, желали поработить и исказить саму душу русского народа.

 

Александр Невский в 1240 году разбивает шведских захватчиков на берегу реки Невы, а в 1242 году в Ледовом побоище наносит сокрушительное поражение немцам-крестоносцам.   Ливонский орден после этого надолго потерял охоту идти с мечом на Русь. 

 

В 1249 году мудрый князь отверг предложение папских посланников о помощи Рима в борьбе с Ордой. Он понял, что никакой реальной помощи папа Римский не предоставит, но начнется неизбежное окатоличивание Руси. Александр выбрал верность Православию.

В его резком ответе римским легатам непреклонность сочеталась с ученостью.

Князь Александр предстает перед нами щитом, сохранившим православную веру.

Пренебрегая «рыцарской честью» и княжеской гордостью ради Русской земли, он несколько раз ездил на поклон в столицу Золотой Орды, чтобы отвратить ханов от новых набегов на Русь. Умер великий князь в пути после одной из таких поездок. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий.

 

При Иоанне Васильевиче Грозном на Московском Соборе 1547 года Александр Невский был причислен к лику святых.

 

14. СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ 

 

Радонежский подвижник и его ученики обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым видением Живоначальной Троицы – Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад. 

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое вселенское призвание.

Чудотворная икона Живоначальной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева († 1430), была написана по благословению преподобного Никона – в похвалу святому Сергию в 1423 году.

Благословив князя Дмитрия Донского на историческую Куликовскую битву с ордынцами, дав в помощь князю своих иноков Пересвета и Ослябю, прп. Сергий освятил будущее освобождение Руси от ордынского ига, созидание единого могучего русского государства вокруг Москвы. По преставлении своем преподобный Сергий не раз помогал русским людям, в том числе правителям и военачальникам. 

Промыслительно, что мощи Сергия Радонежского были обретены ровно за год до явления на ростовскую землю Небоявленного Креста Иисусова из Византии. Общерусское почитание величайшего нашего святого, таким образом, предварило явление на Русь одной из величайших святынь. Шло созидание России – хранительницы Православия.

 

15. СИМВОЛ ПЕРЕДАЧИ ПРЕЕМСТВА 

 

Важнейшим этапом преемства Русского государства по отношению к увядающему Второму Риму – Византии - стало отвержение Великим Московским князем Василием II Флорентийской унии с латинским Римом в 1439 году.

 

Великий князь Василий Темный изгнал из Успенского Собора и приказал арестовать «латинского прелестника» митрополита Исидора. Тот стал папским агентом и склонял Русь пойти по пути Греческой Церкви и византийских императоров, предавших Православие ради мнимых политических выгод союза с католиками.

Тем самым Василий II исполнил величайшее историческое свершение для судеб России и всего мирового Православия.

С этого времени Москва стала уверенно двигаться к автокефалии и собственному патриаршеству. То есть обретать «два крыла» Русского Царства: самодержавную власть и независимую Церковь. Русское государство становилось единственным хранителем правой веры в мире, а значит – Третьим Римом.

Окончательной формулировкой духовной основы русской государственности, концепции «Москва – Третий Рим, а четвертому же не быти» мы обязаны старцу Псковского Елиазарова монастыря    монаху Филофею. Послание Великому князю Московскому Василию III старца Филофея с изложением этой знаменитой формулы написано ровно через 100 лет после явления Годеновского Креста – в 1523 году.

 

16. НЕБОЯВЛЕННЫЙ КРЕСТ

 

29 мая/11 июня 1423 года в Ростовской земле на Сахотском болоте происходит чудесное явление местным пастухам. С неба, со «стороны греческой» в дивном сиянии явился Крест с изображением распятого Христа и образ Святителя Николая. 

Крест этот, по свидетельству современных искусствоведов, сделанный в византийских пределах, будучи установленным в храме, сразу же начал чудотворить. Сегодня свидетелями чудесной помощи от него являются тысячи людей со всей России и из других стран.

С явлением Иисусова Креста на Руси завершилась целая эпоха русской истории – от воздвижения Апостолом Андреем Креста на Киевских горах и крещения киевского князя Аскольда с именем с честь святителя Николая – до чудесного явления Креста с иконой святителя Николая на Сахотском болоте. Русь благодатным образом получила знамение своего избрания быть Третьим и последним Римом.

 

17. УСПЕНСКИЙ СОБОР

 

В 1325 году святитель Петр – митрополит Московский и всея Руси чудотворец при князе Иване Калите перенес митрополичий престол из Владимира в Москву

Через год был заложен, а через два освящен первый каменный храм Москвы – Успенский собор. С этого момента, происходит рубежное изменение в истории Руси: Москва становится Первопрестольным градом, собирающим вокруг себя русские земли. С 1395 года в соборе пребывала чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

В конце XV в. великий князь и первый русский царь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, полностью перестроил Успенский собор. При разборке обветшавшего храма в 1472 году были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако случилось землетрясение, и он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было предписано взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к прошлой столице Руси. 

Успенский собор пытались взорвать наполеоновские оккупанты, его стены дырявили снаряды большевиков в ноябре 1917-го. Но храм сохранил свой величественный, царственный облик. Свидетельствуя о непрерывности и святости русской истории.

 

18. ШАПКА МОНОМАХА

 

Шапка Мономаха – первый венец или первая корона Царей Всея Руси. Удивительно, что несмотря на все бурные события русской истории, она дошла до наших дней в своем первозданном виде. Этой шапкой венчались на царство все Московские цари, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Иваном V. При венчании его брата – Петра I использовалась копия шапки. 

Согласно легенде, Шапка Мономаха – подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему русскому внуку – наследнику Киевского престола – княжичу Владимиру. Первое упоминание об этой реликвии относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». 

Изначально венец Византийской работы XI-XII вв., она с веками пребывания на Руси  приобрела нынешний вид в соответствии с русскими представлениями о головном уборе,  символизирующем царскую власть. 

 

19. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ

 

С падением Константинополя, распадом византийской империи Русь законно и безусловно стала Третьим Римом – последней хранительницей святого Православия и, соответственно – евангельским «удерживающим» теперь мир от падения и прихода антихриста. В этой миссии русского государства и русского народа, положенной им Господом,  не столько честь и слава, сколько тяжкая ответственность. Ее как раз и олицетворяет Крест Христов – символ добровольной жертвы Сына Божия и одновременно – преодоление всевластия смерти через искупление грехов всего человечества.

Животворящий Крест Иисусов, явившийся в ростовской глубинке в самом начале созидания Третьего Рима, обещал русским людям не только чудесную помощь в их бедах и проблемах, но и тяжкие испытания – несение Креста, которое нужно понять и выдержать. Поэтому концепция «Москва – Третий Рим» – это не о  земном богатстве, военном могуществе, каком-то политическом приоритете перед другими странами и народами. Она – о Кресте, который России предопределено нести до скончания веков. Кресте спасения не только русских душ, но и «души» всего человечества.

 

20. ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II 

 

В феврале 1917 года произошла катастрофа вселенского масштаба – пал трон не просто Русского Императора, пал трон вселенского православного государя – по слову апостола Павла - Удерживающего.

 

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес.2:7-8).

Однако несмотря на беспримерное преступление – жестокое убийство Царской семьи, ритуальное уничтожение их тел - конца света тогда не произошло. Хотя Россия и погрузилась в кровавый хаос смуты и братоубийства. А затем – в долгую эпоху богоборчества и репрессий; пережила тяжелейшую войну, стоя на грани погибели.

Господь не отнял у избранных Им – державы и народа исторического бытия. Возможно, по молитвам святых новомученников в земле российской просиявших. И по святым молитвам Святых Царственных Страстотерпцев, в первую очередь. 

Душа русского народа вопреки всему осталась христианкой. А это значит, что нам нужно до конца без ропота нести свой личный крест и Крест России. Он – маяк спасения для всего мира. Русь под Крестом Христовым должна отбросить все наносное, очиститься покаянием, укрепится созиданием, оправдывая свое историческое призвание быть Русью Святой!