На днях на подворье Никольского монастыря в Годеново побывал духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, филолог, поэт и педагог – протоиерей Артемий Владимиров. Батюшка вместе с клириками Никольского монастыря помолился на ночной Божественной Литургии на монастырском подворье в Годеново, а на следующий день принял участие во втором образовательном семинаре «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей», проходившем в Переславской православной гимназии им. св. блгв. кн. Александра Невского. Нам удалось побеседовать с известным пастырем о его впечатлениях от поездки.
– Годеново я не посещал, наверное, лет пятнадцать. Было радостно увидеть, насколько все там преобразилось…Оказавшись ныне в этом уголке России, на месте пребывания Небоявленного Креста я с новой силой почувствовал насколько благодатно это место. С Крестом сопряжена некоторая тайна, которую мы можем постигать только духом. Годеново сегодня – это духовный оазис: люди едут не к какому-то человеку – пастырю с умными речами, а к великой святыне, можно сказать – к самому Спасителю.
Настраивает на Богообщение уже сам въезд в Годеново по «Царской аллее», где на въезжающего кротко взирают светлые лики святых царственных Страстотерпцев. Мне приходится участвовать в проведении «Царских вечеров» в Москве, и я убежден, что русский народ должен обращаться к своим историческим корням. Ведь все силы зла в то страшное время были направлены на одну цель: отсечь «главу» от тела русского государства, превратить людей в «манкуртов», живущих подножным кормом и потерявших историческое самосознание.
Молитвенная атмосфера в Годеново витает в возведенных там храмах. Это село, ныне подворье Переславского Никольского монастыря – удивительный уголок, который помогает современнику проснуться и духовно воспрять.
Меня впечатлила ночная служба в Златоустовском храме: обилие молящихся, восемь священников из разных уголков России, особое благоговейное совершение Божественной Литургии возле Животворящего Креста Господня. Чувствуешь обновление всех сил – и духовных, и телесных.
Очень теплым было общение с паломниками на братской трапезе после службы, благодаря неравнодушию батюшек, которые в ней участвовали. Порадовало, что годеновские священники глубоко мыслят, неформально относятся к своему служению – это истинно пастыри добрые, для которых общение с людьми является неотъемлемой частью их миссии. Приятно тронуло гостеприимство трех сестер-монахинь, которые нас принимали. Чувствуется, что жизнь у них очень напряженная: уже утром, после ночной службы, в Годеново прибыли три автобуса, полных паломниками!
Вообще, ночные Литургии – древняя христианская традиция, всегда живая. Мне как духовнику Свято-Алексеевской обители, очень по душе такое бдение, когда мир засыпает, а у Престола Божия собираются священнослужители и приносится бескровная Жертва. Ночная Литургия иным представляется неким подвигом, сверхусилием, на самом деле это благое время – лето Господне благоприятное. У меня лично было время подкрепиться сном перед выступлением в гимназии и московскими трудами, так что эти сутки не потребовали особого перенапряжения.
Безусловно, впечатляет возводящийся в Годеново величественный храм Святой Софии, соотносящийся с Константинопольским первообразом. Интересуясь историей и живя в лоне Матери Церкви, которая насчитывает две тысячи лет исторического бытия, я смотрел на этот храм не как на памятник церковной старине, но как на ось, соединяющую Святую Русь с Царством Ромеев. И не только в порядке ретроспективы, но и духовной перспективы. Сам Годеновский Крест, который предполагается установить в построенном соборном храме, и ныне привлекает к себе тысячи душ. Словами это трудно изъяснить – наш дух постигает гораздо большее…
Святая апостольская Церковь не зря именуется, кроме прочего, «соборной». Это значит, что в каждой отдельной ее точке раскрывается полнота благодати. Посетите ли вы, скажем, предместье Санкт-Петербурга в Пушкине – вы найдете там Софийский Вознесенский собор, который воздвигла Екатерина II с мыслью о Константинополе, находящемся под турецким владычеством. Стоят на нашей земле и другие Софийные храмы – и между ним протянуты незримые духовные нити, соединяющие Русское царство-государство с Византией.
У Годеново в этом смысле – особый потенциал, позволяющий приобщиться к судьбам Матери Церкви и Отечества. Как сказано: имеющий уши – да услышит, имеющий глаза – да увидит, имеющий разум – да уразумеет. Хотелось бы, чтобы такие благодатные источники, как Годеново, Дивеево, Ганина Яма охватили всю Россию и наши соотечественники могли бы приобщаться к благодатным токам, которые в святых местах не бьют из-под земли, а нисходят с неба. Давая возможность нашим душам входить во вневременное, вне-пространственное единство со святыми, с ушедшими поколениями, обретать «духовное самостояние», говоря пушкинским языком…
Конечно, я очень рад был свидеться с матушкой Евстолией, которая очень по-доброму нас встретила. Поражаюсь, как эта хрупкая женская натура несет такое великое бремя… Через нее Бог явно творит и созидает. Очевидно, что это также свидетельство некиих тайн духовных. Потому что если бы не было невидимых духовных ниточек и уз, соединяющих самых разных людей, невозможно было бы осуществлять столько творческих замыслов с помощью доброхотов, чувствующих позыв участвовать в этом созидании.
Я помню, когда в прошлую поездку в Переславль я заходил в Никольский собор в монастыре (он тогда еще не был освящен, продолжалась роспись), но уже тогда поразил великолепием и гармоничностью строения.
Дай Бог, чтобы во всех уголках Руси, начиная от Камчатки, до Бреста и Калининграда обретались такие делатели и деятели, благодаря которым возрождается не просто благолепие внешних форм, но имеют место духовные свершения, ради которых я посетил и Переславскую гимназию имени святого благоверного князя Александра Невского. Тоже ведь детище матушки Евстолии.
Мне, как педагогу с сорокалетним стажем, было столь же отрадно, сколь и неожиданно увидеть замечательное здание, такое «выдержанное», со светлыми аудиториями, удачно расположенное средь «чиста поля». Неудивительно, что многие москвичи специально переезжают в Переславль, чтобы обучать здесь детей – в духовной атмосфере, подальше от столичного шума. Думаю, что эта тенденция де-мегаполизации будет продолжаться и дальше: скученность людей в замкнутом пространстве мегаполисов при обезлюдении исконных русских земель, где некогда наша держава созидала жизнь, справедливо вызывает чувство тревоги.
Надеюсь, что у меня теперь будут поводы почаще появляться в Никольской обители и, конечно – на ее Годеновском подворье!
Беседовал Андрей Самохин
Фотография взята с сайта