Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря
 · 

Премудрость построила себе дом в Годеново

В Переславле и в Годеново – на подворье Никольского женского монастыря 7 и 8 июня 2024 года состоялись III Всероссийские Годеновские чтения, приуроченные к 670-летию основания Никольской обители. Главной темой чтений была избрана «София в контексте мировой и русской истории и культуры».  Такого сбора «умов» Годеновские чтения еще не видели! За два дня прозвучало 30 докладов священников, профессоров вузов, писателей, историков. Богословие и культурология, история и краеведение, идеология и историософия соединились в умной симфонии, посвященной осмыслению не только прошлого, но и будущего России – единственной хранительницы Православия. 

 

Воистину, отблески самой Софии Премудрости Божией витали над Переславской православной гимназией им. св. блгв. князя Александра Невского и  соборным храмом Святой Софии в Годеново, где в эти дни читались доклады. Христос был посреди нас, собравшихся во Имя Его. 

Со-организаторами  вместе с настоятельницей Переславского Никольского монастыря игуменией Евстолией (Афониной) и ведущим «Годеновских чтений» традиционно выступил клирик храма Ильи Пророка села Ивановского Переславской епархии, секретарь Союза писателей России, известный педагог, иерей Владимир Мартышин

 

Как полагается, перед открытием чтений в домовом храме гимназии состоялся молебен, который   возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист.  

 

В актовом зале, заполненном почти до отказа, участников чтений приветствовали: владыка Феоктист, игумения Евстолия, отец Владимир Мартышин. Приветственное слово к собравшимся обратил также, приехавший на открытие градоначальник Переславля-Залесского Дмитрий Зяблицкий. Назвав Годеновские чтения «знаковыми» для городского округа, он отметил всероссийское значение Годеновской святыни и те чудеса, которые продолжают исходить от Животворящего Креста Господня. «Сейчас такие времена, что нам особенно нужно осмыслить историю нашего государства и такие встречи несут духовную ценность не только для православных, но и для всех людей», – сказал Дмитрий Николаевич. Он пожелал участникам чтений «научных открытий и духовного роста». Владыка Феоктист высказал пожелание участникам в их размышлениях «увидеть Промысл Божий, действующий в истории и нашей жизни».

Игуменья Евстолия, приветствуя участников, напомнила, что день открытия чтений совпал с днем рождения святой царицы Александры Федоровны, портретами которой украшена гимназия. «И это нас вдохновляет», – сказала матушка Евстолия. Она пожелала Помощи Божией чтениям, выразив надежду на «духовный импульс», который даст это интеллектуальное собрание.

В свою очередь, отец Владимир Мартышин обратил внимание собравшихся на другое промыслительное совпадение: в эти дни исполнилось ровно 1700 лет с начала строительства святым равноапостольным императором Константином первого храма Святой Софии  в Константинополе.

 

Надо сказать, что почти в каждом прозвучавшем в пленарном заседании докладе содержалось маленькое открытие или, хотя бы, свежая мысль. Как оценивали позже многие участники чтений, «проходных» докладов практически не было, поэтому внимание слушателей не ослабевало, несмотря на напряженный график и непростую тематику. Отметим здесь некоторые интересные мысли и находки докладчиков.

 

В своем выступлении «Корнесловие надписаний семи ступеней иконы «Премудрость созда Себе дом» кандидат педагогических наук Василий Семенцов привел интересное наблюдение со Святого Афона. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре есть икона Софии-Премудрости Божьей, восходящая к известному киевскому образу XVII века. Но на ступенях, ведущих к Дому Премудрости, надписи  духовного восхождения расположены в ином порядке, чем обычно. В частности, за первой ступенью «вера», следует «смирение». Помимо этого Дом Софии изображен в виде ротонды и ступени восхождения соответственно идут по кругу. Докладчик, по его словам, применил этот афонский порядок в своей педагогической деятельности и начал немедленно получать правильный духовный отклик в душе воспитанников. Такими же ступенями, по утверждению докладчика, восходят герои повести «Капитанская дочка» Пушкина. 

 

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России РУДН Сергей Реснянский в своем докладе «Сакральные смыслы Святой Руси как Третьего Рима» изложил духовную суть историософемы инока Филофея, как противоположную западному пониманию мессианства. «Москва - Третий Рим» – это не « русская национальная гордыня», а тяжелое бремя ответственности Руси за судьбу Православного мира», сформулировал он, полемизируя с либеральными критиками «филофейства».

 

Кандидат богословия, благочинный Угличского района, доцент кафедры «Богословия  и  литургики Ярославской духовной семинарии игумен Николай (Шишкин) рассказал о «Традиции исихазма в русском монашестве».Так назывался его доклад. Докладчик отметил, что 

учение исихазма через личность его основателя святителя Григория Паламы фактически заново открыл для православных  в начале ХХ века выдающийся богослов протопресвитер Иоанн  Мейендорф. Но при этом «исихастская идея была путеводной нитью для всех настоящих русских монахов », – подчеркнул отец Николай. Выступавший посетовал, что даже верующие соотечественники мало знают прославленных во святых русских монахов- исихастов, в том числе, подвизавшихся в ярославско-угличской земле.

 

Председатель «Русского собрания», главный редактор интернет-портала «Русская линия»  Анатолий Степанов, приехавший из Санкт-Петербурга, заявил о «государствоцентричности  русской истории», противостоящей ныне установке глобализма на отмирание национальных государств и заменой их мировыми надгосударственными структурами. 

Докладчик напомнил прозорливую мысль Тютчева: «Сейчас в мире есть только две силы – революция и Россия», вполне приложимую и к настоящему моменту.  В этом контексте, Владимир Путин, согласно Степанову, сегодня своими государственными решениями следует вековому русскому вектору. Говоря об особом «душевном» отношении русских людей к своему государству, в каких бы формах оно не являлось, Степанов упомянул о трагедии распада СССР, несмотря на его безбожную идеологию. 

Анатолий Степанов также выступил против любого публичного противостояния нынешних «красных» и «белых», что на руку только врагам России. Он также предложил разработать концептуальную увязку двух выдвинутых в  разное время идеологемм  «Москва – Третий Рим» и знаменитой «уваровской» формулы: «Православие — самодержавие – народность».

 

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических технологий РГУ нефти и газа имени Губкина, профессор Российской академии живописи, ваяний и зодчества Ильи Глазунова Владимир Большаков порассуждал на темы «софийности»  и «софиологии», как еретическом мудровании. Первая – управляет умом, направляя его к спасению, вторая пытается привести душу к погибели. Докладчик отметил, что соединение игуменьей Евстолией в Годеново темы подвига святой Царской семьи с Годеновским Крестом – это «действие Премудрости Божьей». 

 

Тему софиологии в докладе «Софийская ересь прот. Сергия Булгакова в свете святоотеческого учения»» развил профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук, кандидат богословия и филологических наук протодиакон Владимир Василик. Он обратил внимание слушателей на то, что отец Сергий Булгаков, другие софиологи «парижской школы», а также отец Павел Флоренский пытались подменить Бога некоей гностической богиней с именем София – четвертой ипостасью Бога, «вечной женственностью», что было явной ересью. Ранее софиологические «прозрения» Владимира Соловьева, согласно докладчику, повлияли на творчество Блока, приведя его от «Прекрасной Незнакомки» к проститутке Катюхе в поэме «Двенадцать».

«Софиологическую ересь под сводами Свято – Сергиевского богословского института в Париже сознательно взращивал Константинополь», – считает отец Владимир. Но эти «дела минувших дней» абсолютно актуальны и сегодня, уверен докладчик. Поскольку Запад упорно пытается навязать нам гностическую парадигму, дуализм, феминизм, трансгуманизм.  Нашим ответом этому протодьякон призвал считать «проповедь Христа распятого;  «синергизм» нетварных энергий Софии — Премудрости Божьей с человеческой благой волей». А также «соборность – не победивших разбойников, но тружеников и крестоносителей». Еще одним аспектом нашего  православного мировоззрения, по мнению отца Владимира Василика, должен стать «аскетизм –  цивилизация, построенная на заповедях Божьих и уважении к созданному им миру».

 

Историческую связь между элинской Софией – абстрактной «мудростью» и Святой Софией — Премудростью Божьей в христианстве проследил в своем докладе «Слово и тишина: преемственность Софий» доктор культурологических наук, проректор Ярославской духовной семинарии Андрей Шустров. Согласно докладчику, «мягкий переход» от язычества к христианству через постулат свободы личности, осуществлялся в Византийской империи в университете «Пандидактирион» (обучение всему) при Храме Св.Софии в правление императора Феодосия. Древних эллинских философов Платона, Аристотеля, Сократа изучали там вместе с основами христианской веры. Таким образом гуманистическая культура античности преобразовывалась в умах слушателей в христианскую.

 

Запомнилось яркое выступление другого «питерского гостя» – настоятеля храма апп. Петра и Павла в с.Сомино Ленинградской области протоиерея Геннадия Беловолова. Он напомнил о сакральной  «исторической эстафете» перехода византийских святынь на Русь: Тихвинской иконы Божьей Матери (Влахернской в Константинополе), Годеновского Креста  и других материальных свидетельств передачи будущему русскому царству миссии Хранительницы Православия. Отец Геннадий заметил, что эти святыни являлись в нашей земле « в таком смирении, которое можно сопоставить только с Рождеством Иисуса Христа в овечьем хлеву». «Казалось бы для таких святынь нужна была иная «презентация»: кто знал какую-то речку Тихвинку, кому ведомо было нахождение глухого Сахотского болота?», – поставил вопрос докладчик. Он также высказал мысль, что концепция Третьего Рима подразумевала обретение Россией «вселенской полноты христианства», что подразумевало право наследия, в том числе, материальной культуры – и первого, и второго Рима. С этой точки зрения, Петр I, согласно докладчику, законно претендовал на все достижения западной цивилизации, как «власть имеющий». 

Протоиерей Геннадий Беловолов сконцентрировал внимание слушателей на иконе Божией Матери «Благодатное Небо», как «государствообразующем образе Третьего Рима». Он напомнил, что эта чудотворная икона, изображающая апокалиптическую «жену облеченную в Солнце» никогда не покидала Архангельского собора Московского Кремля. С нее делались  копии и изводы. Одну из таких копий благословил в начале ХХ века написать св. прав. Иоанн Кронштадтский для Вауловского скита Иоанновского монастыря. Образ был написан на огромном толстом металлическом листе, который благодаря этому сохранился в эпоху богоборчества. 

Отец Геннадий поведал, что в начале уже нашего века ему пришло в голову сделать копию с этого образа, а после  – несколько копий, чтобы разнести благодатную икону по четырем концам страны «чтобы Благодатное небо покрыло всю русскую землю».  Это и было сделано: такие ростовые храмовые иконы были доставлены в самую западную часть России — Балтийск, в самую восточную –  на берега Амура в поселок Известковый, на юг страны – в Севастополь и на север – город Полярный – базу Северного флота. 

«В мае этого года мы получили приглашение от нашей благодатной дерзновенной матушки Евстолии приехать с копией «Благодатного неба» в Переславский Никольский монастырь», – рассказал отец Геннадий – Когда поставили образ напротив иконы св. прав. Иоанна Кронштадского случилось чудо  – привезенный образ замироточил!» «Матушка Евстолия первой из нас поверглась на колени», – засвидетельствовал он. По словам священника, это произошло неслучайно: в прошлом году один из дней празднования иконе совпал с днем 600-летия явления Годеновского Креста.

В память о чуде питерский гость привез в дар Никольскому монастырю еще полноразмерную одну копию этого образа. Заключил свое выступление докладчик под общие аплодисменты вручением игуменье Евстолии медали от Санкт-Петербургского казачьего общества «Императорский Конвой», удостоверяющей принятием ее в состав конвоя. 

От души поблагодарив отца Геннадия, игуменья Евстолия заметила: «Мы все стали свидетелями чуда и явственно поняли, что Богородица присутствует на наших встречах». 

 

Как всегда оригинальным по мысли и, как водится, дискуссионным оказался дистанционный доклад доктора исторических наук, профессора, декана факультета истории, политологии и права МГОУ Вардана Багдасаряна «Наследие русской софиологии в формировании социогуманитарных основ мировоззренческого строительства современной России». В нем он попытался доказать (не различая еретического аспекта), что русская софиология конца XIX- начала XX  отвечала на вопросы «собирания общества» и что за провалом «софиологического  проекта» последовал крах Русской Империи. По Варданяну, софиология при всей опасности гностицизма, выступала как «альтернатива материализму модерна» и могла дать  «преодоление кризиса познания». Докладчик вывел «критерием идеологии победы» –  «перестройку нынешнего мира под целевой ориентир –  обожение человека».

 

Настоятель храма Живоначальной Троицы пос. Каменники Рыбинского района, член Союза писателей России священник Сергий Карамышев в докладе «Рождение Великой России» напомнил, что Русь в свое время спасла свою душу и не исчезла как государство, уйдя с юга во Владимирские леса – «пустыню» с точки зрения общего цивилизационного хода. Рождение  Великой Руси на севере стало «явлением эсхатологического порядка», отметил докладчик. Русь выстояла там в условиях Ордынского ига, отгородившись от западного влияния.  После переворота 1917 года, Россия, согласно о. Сергию Карамышеву тоже была отправлена Богом в своеобразную «пустыню», отгороженную «железным занавесом» от апостасии Запада. «И вот сегодня после всех западных санкций, Россия, перенявшая от Запада слишком много душевредного в предыдущие годы, Божьим Промыслом вновь отправлена в «пустыню», чему можно только радоваться», – резюмировал отец Сергий. «Пусть благодать крестного подвига  сияет над русской пустыней  Христовой победой на весь мир!», – закончил он свое выступление.  

 

Кандидат технических наук, сопредседатель Изборского клуба Новороссии ( г Донецк), академик Международной славянской академии Федор Папаяни  заострил полемически название своего доклада «Россия: Третий Рим или провинция нового Вавилона». В своем выступлении он постулировал многовековое противостояние глобальных «элинского» и «иудейского» проектов. У первого, согласн   жо Папаяни, цивилизационная преемственность: «Афины – Рим – Второй Рим (Константинополь) и, наконец, – Третий Рим (Москва)». Он «ориентирован на традиционные ценности и «очеловечивание» человека. 

Докладчик считает, что целью всех этих «эллинских» исторических этапов было: «подтянуть народы до своего уровня культуры, а начиная со Второго Рима – спасти души людей и удерживать мировое зло». При этом  иудейский глобальный проект с «цивилизационной преемственностью: Карфаген-Хазария-Венеция-Амстердам-Лондон-Нью-Йорк ориентирован на уничтожение традиционных ценностей и расчеловечение человека». Далее Папаяни делает вывод: «чтобы сохранить в обществе традиционные ценности, государству необходимо восстановить свою цивилизационную идеологию». Под ней докладчик однозначно понимает идеологемму «Москва -Третий Рим». 

Папаяни отвергает возврат к советскому коммунистическому проекту, имеющему основание в марксизме – ответвлению глобального иудейского проекта. Приветствовав назначение Андрея Белоусова на должность министра обороны, докладчик напомнил, что  Белоусов признаёт необходимость сакральной цивилизационной идеи вселенского масштаба и симпатизирует идеологеме  «Москва – Третий Рим». «Связка Путин-Белоусов-Дюмин вселяет в нас веру в победу нашего цивилизационного проекта», – завершил свой доклад Федор Папаяни. 

 

Веско прозвучал доклад публициста, историка, писателя Леонида Болотина «Годеновский Крест – Русских Царей Держава». В нем он убедительно показал, что чудесное перенесение на Святую Русь Чудотворного Креста из Греческих пределов стало знамением отъятия благодати Православного Самодержавия Ромейской Империи в пользу грядущего Русского Самодержавного Царства как Третьего Рима. Докладчик напомнил, что традиционно Чудотворные Святыни часто получали свое «географическое» наименования не по месту своего первоначального долговременного пребывания,  а по месту, где наиболее полно проявилось их чудотворение. 

 

Член Союза писателей России Андрей Самохин в докладе «Осмысление святой Софии на Руси: от иконографии к богословию» представил небольшой эксурс по иконографии Софии Премудрости Божией в России, отметив, что иного осмысления в красках св. Софии, кроме русского не было и нет.

Рассмотрев подробнее два основных образа — Новгородский (служащий эмблемой III Годеновских  чтений) и Киевский, докладчик остановился на бурных богословских  спорах, развернувшихся вокруг них – особенно вокруг новгородской иконы Св. Софии. Выступавший обозначил практическую цель доклада – заранее начать думать, какой быть главной храмовой иконе в соборном храме Софии Премудрости Божией в Годеново, после того как тот будет достроен. 

 

В докладе «Исихазм и русская литература конца XIV– начала XV века» – доктор филологических наук, заведующий кафедры филологии, профессор МДА, главный научный  сотрудник Института мировой литературы имени Горького РАН, профессор Сретенской духовной академии Владимир Кириллин рассказал о связи исихастской духовной традиции и славяно-русской экспрессивной литературной манеры XIV-Xv веков, которую называют еще «плетением словес» . В этом контексте он привел в пример анонимный памятник литературы «Слово похвально на Святый Покров Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии» конца XV - начала XVI века, научную публикацию которого он ранее подготовил. Как убедительно показал докладчик, автор этого сочинения был хорошо знаком с практикой «умной молитвы» в исихазме. 

 

Еще один познавательный историко-богословский доклад «Митрополит Фотий как пастырь (по материалам посланий и поучений)» прочел доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко. 

 

А доктор исторических наук, доцент МГУ Ярослав Леонтьев поделился со слушателями размышлениями о судьбе иеромонаха Павла (Троицкого) – замечательного старца-исповедника ХХ века. Будучи дважды арестован, пройдя ссылку и лагерь, отец Павел последнюю часть жизни, более сорока лет, провел в затворе и сподобился удивительных благодатных даров. В частности, дара исихастской умной молитвы. При этом некоторые долго сомневались в том , что его личность не миф. Выступление  его дополнила, выйдя на кафедру, главный редактор тверского еженедельника «Караван» Мария Орлова.

 

В завершение первого дня участники и гости посмотрели по видеосвязи весьма познавательный рассказ настоятеля православного храма МП в турецкой Анталии – священника Алексия Головина о том, как непросто сегодня нести православную миссию в Турции. Отец Алексий наглядно поведал о состоянии бывших византийских христианских храмов и о редких возможностях там послужить.

 

В пленарном заседании  приняла также участие кандидат исторических наук, директор Греческого культурного центра в Москве Теодора Янници. 

 

Второй день чтений – в Годеново – начался с Божественной Литургии в нижнем построенном храме Собора Святой Софии. Службу возглавили епископ Переславский и Угличский Феоктист и Викарий Святейшего Патриарха Кирилла, председатель Синодального миссионерского отдела, наместник московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, епископ Луховицкий Евфимий. 

 

После экскурсии и трапезы, там же – в храме Св. Софии состоялось продолжение чтений. Вместе с прибывшим специально в Годеново генеральным директором телеканала «Спас» Борисом Корчевниковым владыка Евфимий представил фильм «Перекрестить Россию»,  рассказывающий про уникальный Общероссийский миссионерский Крестный ход с копией Годеновского Креста, прошедший по всей России осенью 2023 года. 

Напомним, что владыка Евфимий и Борис Корчевников стали главными организаторами этого масштабного миссионерского проекта. 

 

После просмотра фильма епископ Луховицкий Евфимий, гендиректор «Спаса» Борис Корчевников и игумения Евстолия прокомментировали увиденное, ответив на вопросы. 

Владыка вспомнил, что после того как во время юбилейных празднеств ему в Годеново была подарена полноразмерная копия Годеновского Креста ему «уже ничего не оставалось, как организовать и провести этот Крестный ход – все знаки от Господа были получены». Улыбаясь, он заметил, что теперь у него в храме миссионерского отдела – святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе, где пребывает намоленная в Крестном ходу копия Годеновского Креста, можно сказать, действует «московское подворье Переславского Никольского монастыря».

Владыка Евфимий неожиданно для многих поделился также сенсационнными планами кругосветного Крестного хода с уменьшенной копией Годеновского Креста. Он также заявил, что считает достройку соборного храма Софии в Годеново, ввиду его значимости для всей России – общенародным делом.

В свою очередь, Борис Корчевников признался, что был потрясен тем единением православного народа, которое он ощутил во время проведения Крестного Хода. «Крестоходцев встречали на дорогах почти как святых», – отметил он. «Мы неожиданно получили картину всей России, но не туристической и даже не паломнической, а глубинной, сокровенной – истово верующей и молящейся, духовно мобилизовавшейся в трудные времена. Можно сказать, что мы увидели сокровенное сердце народа», – сказал Корчевников. 

Генеральный директор телеканала «Спас» также заявил, что был потрясен, узнав о строительстве в Годеново уменьшенной реплики Константинопольской Айя-Софии. «Я удивляюсь, – сказал он, обращаясь к игумение Евстолии, – почему к этой идее не пришли раньше – до революции? Ведь этот так очевидно: воспроизвести еще и в камне преемственность Византии там, где чудесным образом явился на Русь от греческой стороны этот Крест!» 

В свою очередь, матушка Евстолия, горячо поблагодарив присутствующих организаторов Крестного хода и создателей фильма о нем, отметила, что эти труды прошли «через их сердце». Игумения Евстолия назвала все, происходившее в «юбилейном» 2023 году вокруг Годеновского Креста: «чредою чудес, которая должна быть вписана золотыми буквами в историю Русской Церкви». 

 

Протоиерей Геннадий Беловолов, взяв микрофон, предложил владыке Евфимию проводить подобные всероссийские Крестные ходы регулярно, «перекрещивая ими Россию». Для этого, по его мысли, можно собрать копии других русских великих православных святынь и повторяя  с ними крестообразные шествия по стране, сделать это «нашей уникальной традицией». Отец Геннадий изрек также интересную афористичную формулу: «Россия открыла Годеновский Крест, а Годеновский Крест открыл нам Россию». 

 

Открывая слушания докладов второго дня Годеновских чтений, отец Владимир Мартышин отметил, что здесь под построенными храмовыми сводами Святой Софии «мы немного приблизились к софийности, для осмысления которой здесь и собрались». 

 

Сопредседатель правления и генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов представил интересный доклад «Русский Мир: Третий Рим или улус ромеев». Докладчик осмыслил понятие «христоцентричность» по отношению к государству, культуре, педагогике, истории. Активно полемизируя с попыткой воскресить на новый лад доктрину евразийства, как оптимальную для России идеологию, Дворцов выдвинул постулат, что «истинная империя» в отличие от «ложной» основывается на собственной неповторимой культурной матрице, не смешивая ее с культурными кодами других народов. «Торгово-производственные выгоды» евразийского позиционирования России, согласно докладчику, не могут стать приоритетом для страны, желающей сохранить свою самобытность, немыслимую без православной христоцентричности.

«Как же поучительно что вначале России «от греческой стороны» доверен Крест, а затем икона и в завершении имперский герб!», – восклицает Василий Дворцов. По его убеждению, российские адепты евразийства, пытаясь обосновать рождение Российской империи от Орды, принижают тем самым византийские, христианские истоки нашего государства.

«Ныне объявленный госидеологами Русский мир как бы забыл свою исходно духовную природу, свою духовную сущность, заменив духовное душевным», – подчеркнул писатель.

 

В этот день прозвучали также несколько познавательных докладов. В одном из них – доктора исторических наук Виктории Марасановой: «Святитель Николай в историко-культурном наследии Ярославского края», докладчица рассказала о многолетней краеведческой и духовно-просветительской работе по описанию храмов, пределов храмов, монастырей, а также топонимов, посвященных свт. Николаю Чудотворцу на Ярославщине. Эта работа тесно связана с педагогическим и просветительским компонентами – экскурсиями для школьников и выпуском книг. По свидетельству докладчицы, будучи выложенным в интернете, «никольский» проект вызвал огромный интерес жителей Ярославского края, которые продолжают присылать фотографии и описания все новых объектов, географических деталей, семейных икон, жизненных обстоятельств связанных с любимым русским святым. 

 

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Московской консерватории им. П.И. Чайковского Ирина Старикова в докладе «Отражение традиции константинопольского кафедрального богослужения в богослужениях новгородской Софии» поведала о том, какие изменения претерпевала византийская певческая храмовая традиция в Великом Новгороде при студийском, а затем иерусалимском церковном уставе –  на основе дошедших до нас письменных памятников  – «певческих книг». 

 

Выступавшая от Московского общества греков, теолог Елена Кузьмина представила доклад  «Образ святого Дмитрия Солунского как культурный код Византии и Руси». Она напомнила, что знаменем победы для православных христиан всегда был Святой Крест Христов. Особым  почитанием и в Византийской империи и на Руси всегда пользовались христианские воины-мученики. И среди них всегда сиял особым светом св. великомученика. Димитрий Солунский, ставший столько же русским, сколько и греческим святым. И это почитание было для Руси одним из важных признаков «византийского наследия»,  – постулировала она.

Докладчица рассмотрела в этой связи икону св. Димитрия Солунского из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и Дмитровский собор XII века во Владимире с его уникальной символической лепниной, как выражающие одну и ту же идею – Православного царства. Коснулась она и промыслительной роли в рождении русской православной державы св. князя Дмитрия Донского, особо чтившего своего небесного покровителя.

 

Заместитель директора православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина) Ольга Семенова рассказала об учебном проекте «Русь-Византия, общие страницы истории». Огромное значение, согласно докладчице, имело переселение православных греков, «несшее свет Христов на новые земли, которые впоследствии станут Россией». В частности – в Северное Причерноморье, Крым, Аланию, Абхазию. «Русский народ перенял и приумножил приобретенные знания, построив православную державу», – констатировала она, рассказав далее как гимназисты под руководством их учителей изучают архитектурное, иконописное, мозаичное, певческое наследие Византии в разных регионах России. А также – в Греции, на Кипре, откуда местные школьники приезжали с ответными визитами в Москву. 

 

Вслед за ней опытом преподавания церковного византийского пения поделилась преподаватель той же православной гимназии имени митрополита Платона (Левшина) Мария Смирнова. Она рассказала об уникальной «нотной» записи церковных распевов с помощи «невм», что переводится как «знак глазами». Докладчица живо описала все сложности, возникающие на пути обучения византийскому церковному пению русских учеников, и о той помощи, которую оказали в этом греческие коллеги. Усилия увенчались созданием клиросного хора «Илиос» составленного из гимназистов и занимающего ныне призовые места на международных конкурсах. Она напомнила также выражение древних греков: «Образованный человек – это тот, кто поет в хоре» и пожелала, чтобы в Годеновской Святой Софии однажды зазвучало византийское пение. 

Весьма спорным показалось многим выступление кандидата культурологии, историка, члена Союза писателей России» Владимира Ларионова, в котором он попытался обосновать падение великих империй (в том числе Российской) «размыванием» ведущего этноса из-за широкого привлечения к государственной службе инородцев. 

 

Большой интерес вызвал доклад клирика Переславского Никольского женского монастыря  священника Евгения Ефремова, в котором он рассказал об исследованиях и спорах вокруг необычной иконы-картины«Благословенно воинство Небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля, написанной по заказу царя Иоанна Грозного.

 

Не докладом (из-за отсутствия времени), а краткими тезисами из него для размышления завершил Третьи Годеновские чтения  их со-организатор и модератор – иерей Владимир Мартышин. Вопросы, которые он поставил как проблемные касались очень существенных для будущего предметов. А именно – каким будет  престольный  праздник достроенного соборного храма Святой Софии-Премудрости Божьей в Годеново? Какие службы будут посвящены этому празднику? 

Отец Владимир напомнил, что в посвящениях соборов и храмов Св. Софии на Руси, как и в «престолах» там отмечаемых, происходило смешение с Праздником Успения Божьей Матери – например, в новгородском Софийском соборе и Софийско-Успенском соборе в Тобольске. «А ведь София-Премудрость Божия – это сам Христос, а не его Пресвятая Матерь!», – акцентировал он исторический церковный парадокс. 

Батюшка заметил, что нынешняя неопределенность в этом вопросе дает простор для «современного литургического творчества», разумеется, в рамках православных  канонов и догматов. В ходе такого творческого акта соборным церковным разумом, согласно о. Владимиру Мартышину, возможно будет с Божьей помощью определиться и с праздником, посвященным именно Софии, с «софийской» гимнографией и с правильным иконописным образом Премудрости Божьей, вопрос о котором поднял в первый день чтений докладчик Андрей Самохин.

Подводя итоги  форума, отец Владимир поблагодарил всех участников Третьих Годеновских чтений, высказав надежду, что в их продолжении разрозненные пока еще точки осмысления непростой духовной и историософской  проблематики, заложенные в их основу, будут сближаться друг с другом, образуя творческую синергию. И что плоды этой синергии выйдут из исторической, философской плоскости – в современную государственную практику России.

 

Поклонением Животворящему Кресту Господню в Златоустовском храме и дружеской прощальной трапезой завершился этот мощный двухдневный форум. Настоящий пир интеллекта и духа: таким он запомнился всем его участникам. Третьи Всероссийские Годеновские чтения объективно стали крупным культурным и богословским явлением на небосклоне России, возрождающейся в понимании своей духовной миссии. И Бог даст – не последней подобной встречей на гостеприимной переславской земле!