Идеологемма
Когда паломники смотрят на проект соборного храма Святой Софии Премудрости Божией в Годеново, то у многих, приехавших сюда впервые, в глазах читается недоумение: Айя-София – здесь в ярославской глубинке...почему, зачем?!
Чтобы ответить на этот вопрос, напомним, чем был для всей православной ойкумены Софийский собор в Константинополе. Первая базилика, посвященная Софии в святом граде Константина, была построена великим императором, узаконившим Православную религию в Римской империи на рыночной площади Августеон в 324—337 годах. Она сгорела, как и две последующих. Посвящение их было компромиссным по отношению к античной языческой философии: Софии, как абстрактной «мудрости».
В VI веке святой император Юстиниан задумал построить нечто неслыханное. В «Сказании о Софии Цареградской» в эллинском летописце и хронографе говорится: «Егда же помысли царь здати церковь, Ангелом Бог показа ему во сне здание ея». При этом тоже ангел, явившись одному из строителей, согласно сказанию, «расшифровал» будущее посвящение собора – во имя Премудрости Божией – Господа Иисуса Христа. Так античная «София - мудрость» с «подсказкой сверху» была переосмыслена в конкретное Лицо Пресвятой Троицы и одновременно Его действие в мире.
По легенде, когда великолепный собор был закончен, царь Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!», мысленно соразмеряя величие Софии с храмом Соломона.
Собор Св. Софии стал на целую тысячу лет самым великим и значимым символом - твердыней Православия, а также местом божественного помазания на царство императоров Ромейской империи, призванных быть катехонами, т.е. удерживающими силы зла во вселенной, по точному определению апостола Павла (2Фес.2:7). Сам Юстиниан назвал Св. Софию «матерью нашего царства».
Софийский Собор до XIV века был главным символом православного христианства, все православные народы усвоили себе это особое значение «главного вселенского храма».
Именно в нем послы князя Владимира, выбиравшего веру для Руси, присутствовали на Божественной Литургии. А по возвращению передали будущему Крестителю Русской земли свое восхищение: «Не ведали, где мы есть —на небе или на земле».
Русь, принявшая христианство из Византии, восприняла само имя Софии как сердцевину и квинтэссенцию православия вкупе с державным имперским началом. После возведения собора Святой Софии в Киеве молодая православная страна, состоявшая еще из отдельных княжеств, обнесла себя Софийскими храмами как форпостами – они выросли в Господине Великом Новгороде, Полоцке – столице самого западного русского княжества. А позже были построены Софийские храмы в Вологде, в Тобольске – вплоть до собора Св. Софии в Харбине – месте русского рассеяния в ХХ веке. Все эти храмы несли в себе отблеск константинопольской Айя-Софии, православный имперский акцент Руси – наследницы Византии. Именно в России возникла иконография и гимнография Софии Премудрости Божией – ее не было даже в Ромейской империи! То есть, наш верующий народ не просто перенял «софийность», но и творчески развил со всем своим талантом.
Напомним, когда в 1439 году Византия ради мнимых политико-военных выгод выбрала Унию с папским Римом, то поначалу православные молились в Софии вместе с католиками, но потом перестали приходить на эти «порченные» богослужения. Католический запад, как водится, не спас православную империю от завоевания мусульманами. Церковные предания рассказывают о невероятных и суровых чудесах последних дней Византии. На последней литургии в Софии священник ушел в стену со Святыми Дарами и всеми молящимися – чтобы вернуться, когда София станет христианской. Константинопольцы с ужасом узрели, как в храме поднялся огонь к куполу, превратился в сгусток яркого света и достиг Неба, которое приняло его. Дух Святой покинул храм. Благодать Божия оставила Ромейскую империю, чтобы найти себе другое место. И этим местом стала Русь.
Пройдя за протекшие с той поры столетия через множество искушений и падений, находясь несколько раз на грани гибели, Россия, хранимая и любимая Богом возрождалась, сохранив свою миссию быть хранительницей Православия в мире. Ныне наша держава вновь проходит через тяжелые и смертельно опасные испытания. Поэтому столь важно для ее правителей и всего нашего народа осознать в полной мере духовную задачу и духовное оружие России.
Господь Иисус Христос именно в этом веке послал нам Свой безусловный Знак в виде второго обретения небоявленного Животворящего Креста в Годеново и совершающихся при нем дивных чудес. Годеновский Крест более шести веков чудесным образом явился на Русь из гибнущей Византийской империи. А сегодня мы вновь нуждаемся в зримом осознании миссии России быть последним «удерживающим» мир от падения в пропасть. Вспомнить задачу, возложенную Самим Богом на наш народ-богоносец.
Разумеется, это прежде всего касается наших духовных усилий – метанойи (исправления ума и воцерковления. Но и материальные символы значат многое. Монументальный соборный храм Софии Премудрости Божией в Годеново, будучи уменьшенной копией Царьградской Святой Софии, попираемой ныне иноверцами, должен стать таким зримым символом возвращения России на свой исторический путь «Третьего Рима». При этом она задуман как храм-реликварий, в котором небоявленный Животворящий Крест Господень займет место, достойное его значению, зримо соединив Святую Русь со своей духовной родительницей – православным Ромейским царством.
Игуменья Евстолия:
Тема Софии – это тема вселенского прославления Православия. А София на Русской земле – это и есть вселенское Православие, во главе которого стоит русский народ. Поэтому, можно сказать, что строительство храма Софии – это материализованное выражение русской национальной идеи: Третий Рим, вышедший из Второго и стоящий на крови Царственных страстотерпцев. Какая ещё есть более выразительная идея Третьего Рима?!
Мысли наши привели к необходимости особо отметить значимость исторического преемства нашей державной истории, соотнесенной с историей явления Креста. Результатом стало начало работы над проектом храма в честь Софии Премудрости Божией – которой и является Сам Христос, распятый и воскресший.
Не только мы из своего двадцать первого века засматриваемся на Великую Софию. Тем же путём шли наши прославленные предки в далеком десятом-одиннадцатом столетиях. Царьградская София пронзила умы и души русских «послов веры» Великого равноапостольного Князя Владимира. А в правление Великого Князя Ярослава Мудрого в 1037 году состоялось освящениее киевского Софийского храма – и произошло это в 500-летний юбилей Софии Константинопольской!
Сколько знаковых совпадений или – лучше сказать – Знаков, когда единое в духе должно соединиться и ознаменовать нечто большее! А именно – создать фундамент преемства, основу грандиозного строения – цитадели спасения целого народа, призванного в последствие стать центром Православной ойкумены! Того народа, которому предначертано донести истину Христову до конца времён тесным и узким путём, и не содрогнуться. И ключевое понятие здесь – «София».