Храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново

Element
Подворье Никольского Женского Монастыря

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К "СКАЗАНИЮ"

 

Упоминаемый в «Сказании» князь Петр Лукич – не кто иной, как окольничий царя Федора Алексеевича в 1699 году Романовский князь Петр Лукич Львов. Романовскими князьями называют потомков Угличского блг. князя Романа Васильевича (+1285), который, имея удел по левому берегу Волги до Шексны, основал на берегу Волги городок, названный впоследствии городом Романовым (ныне г.Тутаев). Как утверждает историк К.Д.Головщиков, опираясь на «Российскую родословную книгу» (СПБ, 1854г.), от князя Романа Васильевича произошли княжеские роды: Деевы, Львовы, Шехонские, а так же Бельские, Векошкины, Жировы, Зубатые, Луговские, Моткины, Охлябинины, Солнцевы, Ухорские и Щетинины («Город Романов-Борисоглебск и его историческое прошлое», Ярославль, 1890 г., стр.4-9).

 

 «Разная участь постигла князей всех этих фамилий. Одни из них отличались в войнах Руси с врагами отечества; другие, как советники трона, заседали в Боярской думе, иные, живя в других государствах, состояли при дипломатических сношениях, были послами; некоторые управляли городами и целыми областями, то есть были воеводами; были и покончившие в заточении и даже под секирами опричников царя Грозного. Большая часть фамилий родов князей Романовских уже погасла, но остаются и до сих пор с честью поддерживающие славу своих предков на поприще служения престолу и отечеству. Таковы князья Львовы, Морткины и Щетинины» (там же, стр.8,9). У К.Д.Головщикова в этой же работе в примечаниях на страницах 8, 9 более подробно обозначены служба и имена Романовских князей. Среди многих перечисленных княжеских фамилий упоминаются князья Львовы: Степан Федорович Львов, Петр Лукич Львов  и Петр Григорьевич Львов – они служили окольничими в 1699 г. при царе Федоре Алексеевиче.

 

 Князья служили не только трону и отечеству. Благочестие князей проявлялось и в отношении к Русской Православной Церкви.

 

 Мы не располагаем пока данными, где же проживал князь Петр Лукич Львов, но несомненно, что его обещание посетить великую святыню Животворящий Крест Господень с княгинею и домочадцами во «вторый» раз прямо указывает, что все происходило в пределах доступных: то есть в Ярославской и Ростовской земле.

 

 Имя князя Петра Лукича Львова неожиданно встречаем в работе А.Титова «Город Любим и упраздненные обители в г.Любиме и его уезде» – г.Москва, 1890 г., стр.45,48. Здесь, в разделе под №VIII, при описании Троицкой, что в Колясниках, мужской пустыни упоминается имя князя в связи с его желанием пожертвовать готовую деревянную церковь на место сгоревшей в Колясниковой пустыни в 1693 г.

 

 Троицкая, что в Колясниках, пустынь, находящаяся в 4 км от г.Данилова, заслуживает внимания своей интересной историей. С 1640 года указом царя Михаила Федоровича сюда из г.Данилова была переведена братия Преображенского монастыря со строителем старцем Пименом. Вместе с переведенным монастырем были перенесены теплая церковь и чудотворная икона Казанской Божией Матери. Особое почитание этой иконы началось в 1639 году, когда после пожара в Преображенском монастыре (г.Данилов) в 1639 году она осталась неповрежденной. Монастырь только успел отстроиться, но по воле Государя был упразднен. Поводом для перевода монастыря стали сильные нестроения в Колясниковой пустыни, приведшие к тому, что монахи этой пустыни разбрелись по скитам. В Колясниковой пустыни некое время обитал Христа ради юродивый Илия, преставившийся в 1592 году. Над его гробницей находилась часовня с образом Илии Пророка. Эти святыни видимо, и почитали князья Львовы и монастырю благотворили. Известно, что в 1682 году на месте  разобранных деревянных церквей в Троицкой Колясниковой обители были возведены две каменные церкви по благословению патриарха Иоакима: во имя Живоначальной Троицы и в честь Казанской иконы Божией Матери. (Благотворителем постройки был келарь Троицко-Сергиевой Лавры, старец Прохор). Каменные храмы простояли вплоть до 1693 года, когда обитель выгорела так, что нельзя было совершать богослужение. «Ввиду этого некто князь Петр Лукич Львов, войдя в крайнее положение обгорелой обители, пожертвовал готовую деревянную церковь. Игумен Игнатий с братией просили благословения от патриарха Адриана перенести пожертвованную церковь, на что и получили его грамоту». (Титов А.А., стр.43). Боголюбивый князь Петр Лукич Львов почитал святыни, уважал священнический чин, помогал монастырям. Не удивительно, что и церковь возносила свои молитвы за князя-благодетеля. В древнем синодике Троицкой Колясниковой обители между первыми лицами государства, среди поминаемых царей, князей, патриархов, архиепископов, и т.д. вписаны имена князей Львовых: Петра Лукича и Ивана Борисовича (там же, Титов, стр.45). Достойные бояре и князья всегда служили Отечеству и получали государственные чины, становясь приближенными к трону. Недаром один из чинов так и назывался «окольничий» – около, возле великого князя или царя.

 

 Из перечисленных достоверных источников следует, что Романовский князь Петр Лукич Львов в 1699 году служил в чине окольничего при царе Федоре Алексеевиче и пребывал в Москве. Можно только предположить, что автор «Сказания», написанного гораздо позднее тех событий (1874 г., Ехлаков В.П.), совместил разновременные события, дабы не умалить уважения к самому князю: действительно посещение святыни Животворящего Креста Господня происходит в 1667 году, тогда, когда князь еще проживал в уделах Ярославской земли (г.Романов? Данилов?). Получив чин окольничего царя, в 1699 г., князь Петр Лукич Львов, возможно, переехал жить в Москву, поэтому в «Сказание» вошел как титулованный московский князь.

 

В дополнение к вышесказанному, обратим еще раз внимание на дату, при которой упоминается имя князя Львова - 1667 год. В сказании князь Петр Лукич Львов обращается к игумену Ротсовского монастыря Петра-царевича преподобному отцу Исаии, который "в том Никольском погосте рождение и воспитание бе, дедина и отчина его". В самом житие преп. Петра-царевича Ордынского при описании монастыря и перечислении настоятелей его первым игуменом под годом 1667 - стоит игумен преп. Исаия.

  

 

 Источники:

 

 1. Головщиков К.Д. «История города Ярославля». Ярославль, 1889г.

 

 2. Головщиков К.Д. «Город Данилов (Ярославкой губернии) и его уезд». Ярославль, 1890 г.

 

 3. Головщиков К.Д. «Город Романов-Борисоглебск (Ярославской губернии) и его историческое прошлое». Ярославль, 1890 г., стр.49.

 

 4. А.А.Титов «Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде». Москва, 1890 г., стр.43,45,48.